26 ноября, 2020

Дополненная и виртуальная реальности

Несмотря на то, что технологии виртуальной и дополненной реальностей уже перестали быть чем-то необычным и используются в разных областях деятельности человека, многие потенциальные пользователи не имеют представления об их принципиальных различиях.  Для этого необходимо понять какие особенности делают каждую из них уникальной.

Что такое виртуальная реальность?

Виртуальная реальность (VR, virtual reality) — созданный техническими средствами искусственный мир (трехмерная компьютерная среда).

С помощью технологии виртуальной реальности происходит полное погружение в виртуальную среду в которой можно перемещаться и взаимодействовать с окружающими предметами. VR интуитивно понятная технология, воздействующая на зрение, слух, а иногда и на тактильные и вкусовые ощущения. Виртуальная реальность имитирует как воздействие на человека, так и реакции на это воздействие. Благодаря своим уникальным возможностям виртуальная реальность вошла в сферу развлечений и профессионального обучения кадров.

Первый прототип виртуальных очков

В 1961 году инженеры компании Philco Комо Чарльз и Брайан Джеймс разработали устройство Headsight, ставшие прототипом для современных очков виртуальной реальности. Для каждого глаза был создан отдельный видеоэкран со встроенной системой слежения за движением, также была возможность управления с помощью головы. Данный принцип используется и в работе современных VR-устройств.

Четыре года спустя профессор Гарвардского университета Айвен Сазерленд условия, необходимые для имитации искусственной реальности:

 

виртуальный мир просматривается через головной дисплей (HMD) и кажется реалистичным благодаря звуку и тактильной обратной связи;

для поддержания виртуальной речи в режиме реального времени используется компьютерное оборудование;

пользователи взаимодействуют с виртуальными объектами в реальном мире.

 

Статья стала основной концепцией для создания современных VR-устройств.

 

Следующим этапом развития технологии принято считать 1974 год, когда компьютерный специалист Майрон Крюгер разработал лабораторию искусственной реальности Videoplace. Она представляла из себя несколько связанных по сети комнат, в каждой из которых находился большой экран с расположенным позади него видеопроектором. Когда человек заходил в комнату, он видел на экране своё изображение в виде примитивного силуэта, а также подобные силуэты людей в остальных комнатах. У всех «теней» можно было менять цвет или размер, а также присоединять к ним различные визуальные объекты.

Как происходит погружение в виртуальную среду?

Пользователь надевает гарнитуру — очки или шлем, подключенные к компьютеру, отвечающему за создание виртуальной среды. Хотя гарнитура является основным оборудованием для более глубокого погружения пользователя в виртуальный мир могут быть использованы трекеры движения, тактильных устройств и беговых дорожек.

С каждым годом появляется все больше моделей виртуальных очков, самые доступные и популярные из которых: Samsung Gear VR, Playstation VR, LG 360 VR и многие другие. Большинство таких очков работает при помощи вставленного в них смартфона и передачи его изображения человеку через линзы в очках.

Что такое дополненная реальность?

Дополненная реальность (AR, от англ. Augmented reality) — это технология, которая позволяет добавлять изображения, звук, видео и другие элементы в реальный мир с помощью компьютерных технологий. Каждый владелец смартфона, компьютера или планшета может стать пользователем данной технологии. Благодаря своей доступности дополненная реальность обрела популярность в разных сферах нашей жизни: от медицины до AR-фильтров на телефоне.

Дополненная реальность разрабатывается в приложениях и используется на мобильных устройствах, планшетах или в AR-очках.

Как появилась дополненная реальность?

Появился термин «дополненная реальность» в 1992 году, благодаря инженеру исследовательской лаборатории Боинга Томасу Коделлу.  Он применил принципы AR для монтажа электрических кабелей в самолете. И только в 2008 году возникло первое коммерческие AR-приложение. Его разработали для рекламы автомобиля BMW Mini. Это была одна из первых маркетинговых кампаний, позволивших взаимодействовать с цифровой моделью в режиме реального времени. Но «признание» технологии произошло в 2010 году, когда журнал Time впервые внес дополненную реальность в список технологических трендов будущего. С этого времени большие бренды начали использовать AR в своих маркетинговых целях, найдя небывалый отклик у потребителей.

В отличие от технологии VR, дополненная реальность не переносит в виртуальный мир, а накладывает виртуальные объекты на реальный окружающий мир. Самым популярным примером технологии AR является Pokemon Go. Чтобы пользоваться AR, необходим только смартфон и приложение с дополненной реальностью. Камера смартфона должна запечтлять реальную среду, а программное обеспечение или приложение проецировать на нее объекты, созданные компьютером.