3 октября, 2022
VR/AR в образовании: Виртуальный лабораторный кабинет по физике, химии и биологии
Лабораторная деятельность играет существенную роль в поддержке областей научного обучения, позволяя учащимся приобретать практические навыки посредством проведения опытов и давая им возможность более глубоко понять содержание. Хотя лабораторная деятельность является дорогостоящей и требует много времени, виртуальная лабораторная деятельность может сэкономить деньги, время и силы.
Digital lab(Виртуальная лаборатория) — это программное обеспечение, предназначенное для улучшения подходов к обучению путем создания безопасной и интерактивной лабораторной среды для учащихся городских и сельских средних школ Казахстана. Во время пользовательских испытаний “Digital lab” оказался захватывающей, полезной и приятной средой обучения. Это позволяло пользователям проводить эксперименты индивидуально и повторять их несколько раз, если это необходимо.
Платформа имеет три инструмента для выполнений практических работ: мобильные девайсы/планшеты, очки виртуальной реальности и стационарные компьютера. Разнообразие инструментов, благодаря которым можно подключиться к учебной платформе позволит школьникам из всех слоев населения выполнять лабораторные работы.
Digital lab – это не привычная визуализация, а виртуальный аналог школьной лаборатории. В ней можно воспроизвести работы из школьного курса физики, химии и биологии.
Главный плюс в том, что в виртуальной реальности действуют те же химические и физические законы, что и в реальном мире: все условия и взаимодействия просчитаны командой педагогов и специалистов в данных областях. То есть ход работы лабораторной работы приведёт к реалистичным последствиям — происходит реакция, образуется осадок или случится возгорание. Но в отличие от реальной химической лаборатории все последствия останутся виртуальными.
Цели Digital lab:
- Укрепление освоения фундаментальных знаний
- Повышение интереса учащихся к естественным наукам за счет нового подхода к обучению
- Сокращение затрат на оснащение школ на покупку и ежегодное обновление лабораторного оборудования в школах
- Равный доступ к качественному образованию для каждого учащегося несмотря на статус, сельских и городских школ и уровень подготовки преподавательского состава
Преимущества VR/AR технологий в образовании:
- Интересный и новый подход выполнения лабораторных работ, что вовлекает ученика к обучению
- Лабораторную работу школьники могут проводить многократно самостоятельно в любом месте и времени
- Возможность проведения работ, которые невозможно провести в реальной жизни.
- Рост вовлеченности учащихся к техническим предметам и специальностям
- Значительное снижение затрат на оснащение учебных кабинетов для проведения опытов
- Безопасность использования виртуальных лабораторий в случаях, где идет работа, например, с высокими напряжениями или химическими веществами
- Лабораторные работы согласно школьной программе МОН РК
- Отдельное и важное преимущество заключается в возможности использования виртуальной лаборатории в дистанционном обучении, когда в принципе отсутствует возможность работы в лабораториях
Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе позволит усовершенствовать его. Данный метод обучения значительно повышает показатель усвоения информации. По проведенному анализу создателя и лидера школы психологического консультирования Уильямом Глассером были получены следующие результаты: люди запоминают лишь 10% того, что прочли; 20% того, что услышали; 30% того, что увидели; 50% того, что увидели и услышали; 95% того, что испытали лично. Уникальные возможности использования и применения объектов в трехмерном пространстве дают возможность запомнить информацию лучше более чем на 80% в отличии от традиционной формы получения информации. Платформа позволит не только показывать объект на 360 градусов, а также разрешает и побуждает обучающихся активно и непосредственно взаимодействовать с ним. Это делает процесс обучения интерактивным, наглядным, визуальным, увлекательным, творческим, что позволяет продолжить формировать необходимые компетенции у обучающихся.
Так, гаджет, мешающий образовательному процессу, становится одним из средств обучения.