25 марта, 2021

Виртуальная реальность для промышленных предприятий

Ведущие промышленные предприятия по всему миру приспособили VR под свои нужды. Поскольку готовых узкопрофильных виртуальных решений для предприятий не существует, компаниям приходится разрабатывать собственный продукт с учетом особенностей производства, самостоятельно решать задачи интеграции, конвертации и масштабирования.

В 2014 году статистика демонстрировала меньше миллиона пользователей «виртуальной реальности». Аналитики из Zeon Market Research подсчитали, что в 2016 году объем рынка VR составил около 2 миллиардов долларов, к 2022 году он достигнет отметки в 26,8 миллиардов долларов.

VR — это технология, погружающая пользователя в искусственно смоделированную среду, созданную с помощью компьютера. С VR-пространством пользователь взаимодействует с помощью виртуальных очков или шлема, контроллеров или костюмов, перчаток с обратной тактильной связью.

Виртуальная реальность в промышленности применяется для вводных и целевых инструктажей, обучения работе на сложном и технологичном оборудовании, и демонстрации инфраструктуры предприятия. Эффективность достигается за счет возможности VR погружать пользователей в реалистичные ситуации и воссоздавать сложные рабочие процессы.

Необходимо понимать, что введение виртуальной реальности в производственный процесс является частью цифровой трансформации предприятия и кардинально меняет устоявшийся подход к его работе. Поэтому внедрение VR требует заранее продуманной стратегии внедрения, предварительного анализа и сбора информации, проведения мониторинга по эффективности решений. Необходимо понимать, как технология будет масштабирована, скорректирована или настроена под конкретные бизнес-процессы.

 

Для того чтобы принять решение о применении VR-инструмента на производстве, необходимо ответить на вопросы:

  • Какие цели предприятие планирует достигнуть за счёт внедрения VR?
  • Каким образом виртуальная реальность способствует достижению целей?
  • При решении каких задач предприятия виртуальная реальность будет наиболее эффективна?
  • Какую выгоду, в том числе экономическую, несет применение VR?
  • Как, где и на каком VR-тренажере будут учиться и работать сотрудники?
  • Кто из специалистов будет ответственен за процесс обучения или работы с VR?
  • Как будет организован процесс пилотирования, какие показатели требуется учесть?

Тренажеры виртуальной реальности в обучении рабочим процессам

VR-тренажеры возможно масштабировать на неограниченное число сотрудников. При VR-обучении создаются ассоциативные связи между теорией и практикой: человек усваивает новые знания и тут же получает возможность применить их в виртуальном пространстве. Виртуальные тренажеры обучают новых сотрудников компании регламенту работы с дорогостоящим или опасным оборудованием без рисков для жизни, вероятности поломки или вреда для экологии.

Практиковаться в VR можно бесчисленное количество раз, до доведения действий до автоматизма. Эффект полного погружения и невозможность отвлечься на посторонние раздражители позволяет специалисту усвоить информацию в несколько раз быстрее и эффективнее, чем при традиционном обучении. VR даёт возможность тренироваться удалённо, без участия наставников и провести аттестацию сотрудников, экономя временные, физические и финансовые ресурсы.

 

 Преимущества VR

 

+ 32%

Увеличение производительности рабочей силы

 

30%

Уменьшение ошибок при работе

 

-25%

Сокращение времени, необходимого для выполнения задач

 

Более 85% учебного материала успешно усваивается

 

Одним из примеров обучающего VR-тренажера является виртуальный симулятор, разработанный Big Dream Lab для подготовки контролеров технического состояния автотранспортных средств на предприятиях, осуществляющих перевозку людей и грузов.  С помощью тренажера специалист погружается в виртуальную среду для обучения и отработки навыков проведения предрейсового осмотра транспорта. Сотруднику согласно инструкции необходимо освоить правила и порядок проверки исправности машины и ее оборудования. Тренажер дает пользователю возможность многократно проводить виртуальный осмотр транспорта, отрабатывать ошибки и закреплять полученные навыки.

 

Почему учебные VR-тренажеры эффективны?

  • Практические навыки
  • Формирование навыков управления технологическими процессами на опасных производственных объектах.
  • Безопасность
  • Получение целостного представления о технологии производства в безопасных условиях и без выхода на рабочую площадку.
  • Экономия
  • Сокращение материальных затрат на обучение в среднем на 50% (отсутствие необходимости в закупе учебного оборудования и физических стендов, отрыва персонала от производства на период обучения).
  • Погружение
  • Повышение интереса к процессу обучения и глубокое погружение в материал. Более 85% учебного материала успешно усваивается.

 

VR-технологии в промышленной безопасности

Внештатные ситуации на предприятиях требуют быстрой реакции специалистов и оперативного согласования решений для ликвидации их последствий. Тренировки в виртуальной реальности позволяют пользователям ощущать последствия аварий и чрезвычайных ситуаций и предпринимать действия для их ликвидации. Работник может совершить подъем на высоту, взаимодействовать с опасными предметами и явлениями, а самое главное прочувствовать происходящее. VR-симуляция оказывает большое эмоциональное влияние на сотрудников, побуждая мыслить самостоятельно в критических обстоятельствах и выполнять рабочие инструкции. 

Технология виртуальной реальности была детально изучена психологами и методистами: после проработки ЧП в виртуальной реальности сотрудники оперативнее справляются с внештатными ситуациями и лучше запоминают последовательность действий.

Виртуальные экскурсии по производству

Виртуальные экскурсии по производству позволяют совершить тур в удалённые, опасные или закрытые объекты. Такие решения могут использоваться для демонстрации клиентам рабочих процессов, на выставках или для обучения персонала. Для данной цели помимо создания производственной 3D-среды может быть использована технология съёмки 360-градусного видео, что также способно произвести необходимый эффект на пользователя. 

С переходом на «цифровые рельсы» придется со временем всем промышленным предприятиям. 

Компания Big Dream Lab поможет вашей компании совершить безболезненный переход к цифровизации с помощью разработки тренажеров виртуальной реальности. Создание решения для вашей компании будет включать основные этапы:

  • Определение задачи, которую должен решать тренажер. 

Для этого производится анализ деятельности  компании и выявляются  проблемные точки, препятствующие полноценному производственному процессу.

  • Создание сценария пользовательского опыта: прописывается алгоритм действия  пользователя от начала и до конца. 

На данном этапе также оговаривается необходимость в дополнительных функциях тренажера: запись, анализ и оценка действия пользователя в автоматическом режиме, интеграция с какими-либо системами компании, создание компьютерной версии программы, наличие режима «обозревателя» и другие. 

  • Создание технического задания на основе собранной информации, по которому в дальнейшем происходит поэтапная разработка тренажера. Как правило, сначала производится минимально жизнеспособный продукт (MVP), который демонстрируется и согласовывается с заказчиком, и далее уже добавляются функции тренажера. 

В течение 1-3 месяцев, в зависимости от сложности симулятора виртуальной среды, ваша компания получит готовое решение для интеграции на предприятии.